Ораторское искусство в бизнесе

Ораторское искусство в бизнесе в первую очередь имеет отношение к презентациям. Презентациям чего угодно какому угодно количеству людей — от одного человека за чашечкой кофе, общаяясь про мягкие игрушки и подарки, и до сотен человек и презентации мультибрендовых супер-навороченных интересных штук. Суть остаётся одна — используется ораторское искусство (с небольшими поправками на масштаб и количество публики). Поскольку наибольшее количество проблем возникает при общении не с одним человеком, а с несколькими, то сосредоточимся в нашей статье на презентациях перед группой людей.

Для того, чтобы очертить основные моменты ораторского искусства в бизнесе, воспользуемся советами профессионалов. Так, Дуглас Лоуренс:

профессиональный певец,
музыкальный директор и
тренер по ораторскому искусству.
Он высокоуважаемый эстрадный артист, который почти 40 лет выступал на таких площадках, как Карнеги Холл и Голливуд Боул, а также по всей Европе с такими дирижерами, как Леонард Бернстайн и Майкл Тилсон-Томас.

За последние 40 лет, в дополнение к пению, он множество раз выступал с лекциями перед аудиториями всех размеров. И вот большой сюрприз:

у пения и ораторства все одинаково, за исключением, возможно, хороших мелодий.
Основная цель – вовлечь аудиторию и заставить их слушать, поэтому все, что делает певец, должен делать и оратор. Далее следует список абсолютно необходимых вещей для захватывающего представления или презентации, составленных Дугласом.

Познакомьтесь со своей аудиторией. Перед каждым концертом, выступлением и семинаром я стараюсь пообщаться в толпе, задать вопросы и дать людям понять, что я рад их приходу. Это не всегда возможно в реальных условиях, но когда это возможно, я могу ощутить связь с людьми, перед которыми я буду выступать, а также избавиться от волнения, которое является естественной частью публичного выступления.

Привлекайте внимание положением тела. Грудная кость (sternum) должна стоять высоко, если вы хотите излучать авторитет. Вы можете притвориться хорохорящимся петухом. Расслабленная грудная кость = неудачник, прямостоящая грудная кость = победитель!

Маленькое примечание по поводу грудины. В нашей стране более приемлема аналогия не с петухом, а «грудь колесом». Суть не меняется, а звучит благозвучнее. Также сюда нужно добавить про поднятую голову (по возможности).

Рокочите. Если люди вас не слышат, то и не будут слушать. Добавьте к голосу носового резонанса, но при этом продолжайте улыбаться. Рокот – это носовой звук, который образуется, когда вы частично говорите через нос, а не через рот. Он порождает обертоны выше 2800 герц, благодаря чему помещение “поет”. Притворитесь, как будто вы кричите/предостерегаете ребенка, который собирается выбежать на дорогу перед идущим автобусом, подобно крику “Стоп!” Это работает как с использованием микрофона, так и без него.

Прикусите язык. Если у вас пересыхает во рту в ходе презентации, немного прикусите себе язык. Оперные певцы постоянно используют этот прием, чтобы вызвать слюну для увлажнения рта.

Перед выступлением всегда проводите проверку звука. Хороший звукооператор настроит эквалайзер под ваш голос и его особенности. Если вам комфортно с ручным микрофоном, пусть так и будет – не отводите его далеко, и у вас будет больше шансов, что вас услышат. Если вы поворачиваете голову, убедитесь, что вы также перемещаете руку с микрофоном.

Также хорошо работают микрофоны, пристегиваемые к одежде, но людей с тихим голосом они раздражают. Микрофоны с оголовьем (такой как AKG C520L—$159), которые прилегают к уху, лучше всего для получения наивысшей разборчивости. Если вы часто выступаете и знаете те площадки, где поддерживается такая технология, купите себе хороший микрофон и носите его с собой.

Постоянно используйте глаза. Жесты руками и хождение по сцене могут быть полезными приемами в презентации, но глаза…, ах, все дело в глазах! Если вы не можете установить визуальный контакт с аудиторией, вы в итоге потеряете ее внимание. Ваши глаза всегда скажут людям, верите ли вы в то, о чем говорите.

Пробегитесь глазами по аудитории, выберите человека, глядя на которого вы выскажете очередную мысль, и смотрите прямо на него. Его это будет несколько пугать, но это позволит вам не терять сосредоточенности на людях, перед которыми вы выступаете. Переходите глазами на новых людей – направо, налево, посередине – это работает! Если больше ничего не получается, смотрите на каждого человека так, как будто вы любили его всю жизнь – как на свою маму или на своего ребенка.

Переместитесь с центра, когда высказываете мысль. Когда в своем выступлении вы доходите до такого места, когда вам особенно необходимо привлечь внимание аудитории, переместитесь направо или налево от вашей постоянной позиции на сцене. Это всегда заставляет людей на вас смотреть. Если вы постоянно двигаетесь и дергаетесь, постойте спокойно несколько мгновений – от этого будет такой же эффект.

Замолчите. Если вы очень хотите привлечь внимание слушателей, внезапно замолчите. Это до смерти напугает звукооператора, но я гарантирую, что аудитория сосредоточит на этом внимание. Певцы постоянно используют этот прием. Это эффект, когда “слышишь, как упала булавка”. Поверьте, это поможет вашему выступлению!

“Подчеркните” определенные слова с помощью паузы или повторения. Если вы очень хотите донести свою мысль, замедлите темп, сделайте паузу и произнесите слово или фразу, которую вы особенно хотите, чтобы услышали в аудитории, с подчеркнутым ударением на каждое слово.

Внезапное изменение стиля приковывает внимание.
Также попробуйте повторить слово или фразу, перед тем как высказать особо важную мысль. Например: “Вы знаете… (пауза), вы знаете (пауза), вы знаете, я хочу, чтобы вы запомнили…” В песнях полно повторяющихся фраз – прием для более эффективного запоминания!

Рискните быть уязвимым. Скажите или сделайте что-то, что совсем вам не свойственно. Сымитируйте голос Мики Мауса или других смешных персонажей, когда рассказываете шутку или говорите нечто шокирующее или смешное. Сдержанный у вас вид или смешной, всегда полезно немного повеселиться. Этот прием придаст человеческое обличье самой серьезной теме.

Начните повыше. Повышение тона голоса на несколько секунд создает ощущение неотложности. Это показывает вашу страсть к предмету разговора, а также снимает напряжение с горла. Низкий голос позволяет аудитории расслабиться, а высокий увеличивает поток адреналина.

Знайте, когда пора уходить. Не нужно быть гением, чтобы понять, когда вы исчерпали свое время. Часто смотрите на свой “барометр презентации”, чтобы видеть, слушает ли вас еще аудитория. Измените что-нибудь – что угодно – если вы начинаете терять внимание толпы.

Если ничего не получается, то перестаньте говорить и начните благодарить – и уходите со сцены. Люди больше полюбят вас за то, что вы знаете, когда пора уходить, чем за потрясающее освещение поднятого вами вопроса!

Используйте ответы на вопросы в качестве выступления на бис. Певцы обычно готовят специальный номер на бис, потому что из-за этого аудитория считает, что вы любите ее больше, чем другие аудитории, перед которыми вы выступали. Вопросы и ответы – это как выступление на бис.

Вы можете считать, что сказали им все, что им нужно знать, но вопросы часто раскрывают те важные моменты, которые вы упустили. Там, где есть такая возможность, используйте этот прием, чтобы дополнить все то, что вы упустили в выступлении и согрейте аудиторию теплом своей искренности и скромной любезности.

Репетируйте, репетируйте, репетируйте. Именно так я попал в Карнеги Холл! Там, где это возможно, запоминайте свой материал так, как певцы запоминают свои песни. Помните, что чем больше вы репетируете, тем лучше у вас получится сделать выступление свежим и захватывающим.

Выступайте перед героями. Несколько лет назад меня попросили спеть на организованном по королевскому указу концерте для Королевы Испании. Над этим выступлением я работал больше, чем над каким-либо другим. Он прошел очень успешно, я и был горд своей подготовкой. С тех пор я всегда представлял себе, будто я собираюсь выступать перед королевой, и это в два раза повысило мое мастерство. Найдите такого героя и покажите, на что вы способны!